четверг, 23 апреля 2020 г.

Является ли COVID-19 основанием для несоблюдения обязательств по договору?

Экономическая ситуация, вызванная COVID-19, является значительно более тяжелой, чем во время кризиса 2008 года. Она влияет на предпринимателей самым непосредственным образом: расходы не особенно снижаются или даже растут, а поток доходов практически прекратился. Что делать предпринимателям, имеющим, надо полагать, не один, а, как минимум, несколько договоров с поставщиками, снабженцами, рекламными агентствами и другими партнерами? Может ли чрезвычайная ситуация, вызванная COVID-19, стать причиной приостановления действия или прекращения договора? Разъясняют юристы
Можно ли COVID-19 рассматривать в качестве «force majeure»?

Обстоятельства непреодолимой силы или «force majeure» упоминаются практически во всех договорах, но предприятия редко уделяют внимание этому пункту, концентрируясь на основной информации, непосредственно затрагивающей суть сделки. Актуализация данного пункта, учитывая масштабы пандемии, вызванной COVID-19, кажется совершенно логичным шагом, который позволит признать его обстоятельством, исключающим требования о возмещении ущерба. Но так ли это на самом деле?
Обстоятельства непреодолимой силы состоят из четырех элементов:
событие, которого невозможно избежать и последствия которого невозможно преодолеть;
разумное лицо в момент заключения договора не могло предвидеть данное событие;
событие не было вызвано действиями стороны или лица, находящегося под его контролем;
событие делает исполнение обязательств не только затруднительным, но и невозможным.
COVID-19 является событием, которое было невозможно избежать, а лицо с правом подписи в момент заключения договора данное событие предвидеть не могло. Не являются причиной данного события и действия сторон договора. Пункт, запрещающий распространить действие обстоятельств «force majeure» на все предприятия, финансовое положение которых резко ухудшилось под влиянием чрезвычайной ситуации, вызванной COVID-19, является последним, поскольку непосредственным образом чрезвычайная ситуация останавливает или оказывает влияние только на деятельность определенных предприятий. Таким образом, не все компании имеют право использовать пункт о непреодолимой силе или «force majeure» в качестве оправдания невыполнения обязательств по договору.
На какие предприятия действие пункта о непреодолимой силе не распространяется?
Отраслью, на которую чрезвычайные ограничения из-за COVID-19 повлияли самым непосредственным образом, являются международные пассажирские перевозки. Запрещено въезжать и выезжать из страны, а это означает, что решение правительства стало причиной приостановления деятельности предприятия до дальнейших распоряжений. Это относится и к организаторам мероприятий, так как провозглашен и действует закон, запрещающий собрания людей. Проведение концерта становится невозможным по причине форс-мажорных обстоятельств. В настоящий момент в эту категорию входят предприятия, которые по причине принятого правительством решения не в состоянии вести свою деятельность.
Для большинства предприятий COVID-19 не является поводом для неисполнения обязательств
Закрыты кафе, бары и рестораны быстрого питания, упали объемы продаж мелких торговцев, сокращено рабочее время практически во всех торговых точках, остановилась туристическая отрасль, задерживается доставка товаров и сырья, в сфере услуг существенно снизился спрос, застой наступил также на рынке движимой и недвижимой собственности и т.д. Можно сказать, что пандемия COVID-19 повлияла на все предприятия Латвии, так что совершенно логично в этот период снижения доходов пересматривать свои расходы, что означает и пересмотр договоров, заключенных с другими коммерсантами. Но! Большинство предприятий все же не могут при прекращении договорных обязательств ссылаться на «force majeure», так как деятельность предприятия всего лишь затруднена, но не невозможна. С помощью других способов оказания услуг, адаптируясь к ситуации и внедряя изменения, в мире, находящемся под влиянием COVID-19, выжить можно. А что касается прекращения или приостановления договорных обязательств, если таковое необходимо для выживания бизнеса, то каждый заключенный договор нужно рассматривать отдельно. Самое главное, чтобы договаривающиеся стороны руководствовались текстом заключенного договора, который, как правило, специфичен и индивидуален. Поэтому рекомендуем перед тем, как обращаться к своему партнеру по договору, проконсультироваться со своим юристом и совместными усилиями разработать текст уведомления, — поясняет руководитель присяжного бюро юридической помощи «EIRO TEMĪDA».

Всё пропало, или это ФОРС-МАЖОР! Рижский Третейский Суд

В последнее время всё чаще стали раздаваться звонки с вопросами на тему форс-мажора. Сегодня в статье - о пункте о форс-мажоре в договоре, а также о том, что делать, если его нет в сложившейся ситуации.
Такое время. Суровая статистика показывает, что форс-мажоров стало больше. Войны, кризисы, погодные явления, а сейчас ещё и вирус, пандемия - чрезвычайное положение. Как быть?
Многие скажут: «страховать все риски!» Можно было бы согласится, но страховое дело это такой же бизнес, и проблемой будет доказать тот самый страховой случай. Споров со страховой – неописуемое количество. Успешных кейсов – очень мало. Значит, надо идти другим путем.

С 13 по 18 апреля на маршруте Адажская военная база – Даугавпилсский край, полигон “Межи Мацкевичи” – база в Адажи будет осуществляться перемещение военной техники – в связи с чем возможны кратковременные ограничения движения транспорта.

В учениях Steel Brawler примут участие около 600 солдат и 100 единиц военной техники.

 Многонациональную боевую группу в Латвии возглавляет Канада – ее образуют около 1 400 военнослужащих из Албании, Чехии, Италии, Канады, Черногории, Польши, Словакии, Словении и Испании









Комментариев нет:

Отправить комментарий

Сегодня в мире

Новости сайта INFOPORTAL.LV

Новости сайта INFOPORTAL.LV